Американцы утверждают, что история дрэг-рейсинга - чисто американского изобретения - началась в 1948 году на специально построенном для дрэг-рейсинга треке в калифорнийском городе Голета. В то время молодежь Америки активно занималась автомототворчеством, используя сдовоенные машины, мотоциклы и мощные форсированные двигатели для конструирования гоночной техники, целью которых было развить максимальную скорость на определенной дистанции в одну четверть мили ( 402 метра ). Видимо, 402 метра - оптимальная дистанция для максимального ускорения, на которой можно было наблюдать и старт и финиш этих "бомб на колесах". Иной раз они не выдерживали и этой дистанции и взрывались... Но горячих американских парней уже нельзя было остановить ничем. И вскоре вся Америка увидела и услышала результаты - хот роды ("горячие тачки"). Вначале на загородных ночных дорогах, а затем и на специально построенных треках. Постепенно дрэг-рйсинг стал популярен во всем мире и сейчас уже можно говорить о состоявшейся мульти-национальной культуре.
О дрэг-болидах
Все в дрэгстерах подчинено одной цели - достижению максимального ускорения на дистанции 402 метра. Самый мощный дрэгстер высшего класса "top fuel" выглядит так: стреловидный, ракетообразный корпус 8 - 9 метров длиной. Узкие передние колеса, далеко отстоящие от кабины пилота-гонщика, защищенной дугами безопасности. Центр тяжести смещен к задней оси, на которой стоят широченные "слики" - колеса из мягкой резины, которая в разогретом состоянии липнет к трассе, обеспечивая необходимое сцепление с трассой на огромных скоростях. При старте дрэгстера видно, как резина скручивается и, словно пружина, толкает машину вперед, затем, под действием центробежных сил она меняет свой размер, становясь уже и выше. За кабиной пилота стоит мощнейший восьмицилиндровый двигатель, по бокам – ряды выхлопных труб. Сзади и спереди дрэгстера поставлены антикрылья, чтобы он не оторвался от земли и не превратился в летящую ракету. Второй класс дрэгстеров называется "funny car" (по-английски - "смешная машина"). Эта "смешная машина" мощностью до 6 тысяч лошадиных сил внешне уже похожа на кузовной автомобиль. Кузов дрэгстера этого класса не имеет дверей и сделан из легких композитных материалов. Он накрывает пилота и двигатель сверху, как фонарь у истребителя. У этого дрэгстера с очертаниями автомобиля тоже широченные задние слики и более узкие передние колеса. Сзади у "смешной машины" прикреплены небольшие ролики, чтобы при старте дрэгстер не перевернулся, поднявшись на два задних колеса.
Следующий класс - "pro stock". Это серийные двухдверные купе или седаны, тюнингованные под ход роды с форсированными двигателями. Pro stock bike - это двухколесные дрэгстеры, сделанные на базе форсированных мотоциклов, к примеру, Suzuki. Как и "смешные машины", они имеют композитный кузов, прикрывающий мотокорпус и задние ролики, цель которых - не опрокинуться на старте. Модернизированные двух- или четырехцилиндровые двигатели позволяют двухколесным дрэгстерам проходить 402-х метровую дистанцию менее чем за 7,4 секунды. Pro stock truck - это класс дрэгстеров-грузовиков. В этих профессиональных классах дрэг-рейсинга призовой фонд составляет более миллиона долларов ежегодно.
Дрэг-рейсинг – суперзрелищное шоу
Посмотреть дрэг-рейсинг по телевизору недостаточно для того, чтобы понять что же это такое. Чтобы понять и почувствовать это нужно самому отправиться туда, где проходят гонки дрэгстеров. Только тогда начинаешь понимать, что это не просто гонки – это суперзрелищное шоу, театр запредельных возможностей человека и машины, невообразимых скоростей, эффектов и звуков, который трудно сравнить с другими автомотогонками. Почему? Во-первых, потому, что именно здесь на глазах у зрителей пилоты дрэгстеров демонстрируют самое большое ускорение и самые большие скорости - свыше 500 км/ч , по сравнению с которыми скорости всех гоночных машин, включая Формулу-1, просто "отдыхают". Дрэгстер легко обходит и "сумасшедшие" "Ламборджини", и "фантастические" "Феррари", примерно как мотоцикл "делает" мопед. И это неудивительно, если учесть, что у дрэгстеров высшего класса "top fuel" мощность мотора - 6 000 лошадиных сил. Для тех, кто ездит на шестидесятисильных моторах и подумал, что это опечатка, повторяю еще раз - в дрэгстере шесть тысяч лошадей. Это гигантское стадо, втиснутое в восемь цилиндров двигателя, разгоняет почти тонную машину-болид до полтысячи километров в час и более за четыре с половиной секунды. Моторным топливом служит, конечно, не 76-ой бензин, а "жидкая взрывчатка" - нитрометан. Положительные и отрицательные ускорения и перегрузки, которые испытывает пилот дрэгстера при старте и торможении с помощью парашютов, сопоставимы с авиационными и космическими. И если бы не антикрылья, прижимающие дрэгстеры к земле, то они взлетали бы не хуже истребителей. Как показал неудачный опыт американского "очумельца" - сержанта ВВС США, взлетает даже серийная автомашина "Шевроле" с приделанными к ней ускорителями от истребителя. Правда, невысоко и недалеко – до вершины ближайшей горы...
Из истории
"Пионер" - первый отечественный газотурбинный автомобиль с приводом на колесах, поставивший национальный абсолютный рекорд скорости, несколько мировых рекордов в своем классе. Этот уникальный дрэгстер, которому до сих пор нет равных в мире, мог бы и сейчас ставить новые рекорды, если бы не стоял бы в музее под Ригой.